The Economist: число разводов в арабских странах становится все больше
Число разводов в арабских странах становится все больше, пишет британская The Economist.
Несколько поколений назад разведенные арабские женщины, как правило, были объектами презрения. Сегодня они часто становятся героинями, противостоящими бастионам патриархата в зале суда и мечети. Популярным хитом во всем арабском мире стала «Фатин Амаль Харби», египетская мыльная опера о матери, спасающаяся от жестокого бывшего мужа. «Поп-культура оказала большее влияние, чем десятилетия борьбы за наши права», - говорит палестинская активистка.
Когда-то не одобрявшийся развод становится все более распространенным явлением. В то время как на Западе показатели снизились (отчасти потому, что все больше пар вообще никогда не вступают в брак), на Ближнем Востоке они продолжают расти. Показатели Египта выросли более чем в два раза с тех пор, как в 2000 году этот процесс был облегчен для женщин. В Иордании, Ливане, Катаре и Объединенных Арабских Эмиратах более трети браков заканчиваются разводом. В Кувейте почти половина браков заканчивается разводом, что выше, чем в Америке.
Структура разводов тоже меняется. Когда-то это было почти исключительно мужской прерогативой. В Марокко почти столько же женщин, сколько и мужчин, инициируют развод. «Мы перешли от традиционного консервативного общества к переходному», - говорит Саид Садек, египетский социолог.
Шейхи, возможно, когда-то тихо меняли своих фавориток. Но полигиния - практика, разрешенная Кораном, согласно которой мужчина может иметь до четырех жен одновременно, при условии «справедливого» отношения к каждой из них, - становится все более ограниченной. А во многих мусульманских странах это запрещено.
Что является новым, даже среди членов королевской семьи, так это то, что разведенные жены наносят ответный удар, даже на публике. Посмотрите на недавний развод (хотя и в британском суде), который обошелся эмиру Дубая в 550 миллионов долларов, чтобы избавиться от принцессы Хайи, сестры короля Иордании.
Большинство арабских правителей пошли навстречу общественному течению, отменив старый обычай, согласно которому муж мог избавиться от жены, просто объявив талак, по-арабски означающий развод, трижды. После того как египетским женщинам стало легче подавать на развод, Алжир, Иордания и Марокко последовали их примеру.
Поскольку социальное влияние сместилось от расширенных семей к нуклеарным, а пары чаще вступают в брак по любви, властные родственники гораздо менее способны повлиять на браки. «Брак превратился из коллективного решения в индивидуальный выбор», - говорит Сумайя Наамане Гессус, марокканский социолог. Религиозные деятели и семейные патриархи менее доминируют. Возможность женщин устраиваться на работу дало миллионам женщин финансовую независимость. А развод на Ближнем Востоке, как правило, обходится намного дешевле, чем на Западе. «Это обошлось мне всего в 2650 долларов», - говорит 38-летний саудовский инженер по водоснабжению из северного города Табук после своего третьего развода.
Некоторые исламисты осуждают рост разводов как зло глобализации. «Самая опасная тенденция», - сетует саудовский священнослужитель после того, как данные королевства показали, что в прошлом году разводов было почти столько же, сколько и браков.
@Arabinform
Еще больше новостей в нашем