The Economist: Саудовская Аравия хочет стать лидером в производстве электромобилей
Когда в прошлом году кронпринц Саудовской Аравии Мухаммад бин Салман запустил Ceer, первый в королевстве бренд электромобилей, его амбиции были очевидны. Он заявил, что его страна не просто создает новую автомобильную компанию, а "зажигает новую индустрию". Саудовская Аравия наращивает свои усилия, чтобы стать лидером в производстве электромобилей. Если этот проект окажется успешным, он может стать значительным шагом на пути диверсификации экономики страны в сторону от нефти. Однако на этом пути остаются большие проблемы.
Саудовские власти давно говорят о том, что в рамках промышленной стратегии и планов по борьбе с изменением климата королевство должно стать центром производства как бензиновых, так и электрических автомобилей. Компания заявляет, что к 2030 г. она намерена производить 500 тыс. электромобилей в год, что примерно соответствует годовому спросу на автомобили в Саудовской Аравии сегодня.
Теперь саудовцы выделяют деньги на реализацию этих амбиций. Из 32 млрд. долл., выделенных Министерством промышленности и минеральных ресурсов на девять проектов в горнодобывающей промышленности, 6 млрд. долл. будут вложены в сталелитейный завод и завод по производству металлов для аккумуляторных батарей для автомобилей. Они ускорили и упростили получение компаниями лицензий и разрешений, что в других странах мира часто сопряжено с трудностями.
Определенных успехов добивается Саудовская Аравия. Крупный южнокорейский автопроизводитель Hyundai согласился построить в стране завод по сборке своих автомобилей. Компания Tesla, крупнейший в мире производитель электромобилей, по слухам, ведет переговоры о создании производственного предприятия в королевстве, хотя глава компании Элон Маск опроверг эти слухи. Саудовцы подписали соглашение на сумму 5,6 млрд. долл. с китайской компанией Human Horizons, производящей элитные электромобили, о сотрудничестве в области разработки, производства и продаж.
Ceer, совместное предприятие саудовского фонда национального благосостояния и Foxconn, одного из крупнейших в мире производителей электроники, работает с немецким автопроизводителем BMW над производством электромобилей в Саудовской Аравии. А убыточная американская компания Lucid, контрольный пакет акций которой принадлежит фонду, 27 сентября открыла завод недалеко от Джидды. Его годовой объем производства составит 5 тыс. автомобилей; компания утверждает, что в перспективе производственные мощности вырастут до 155 тыс. машин.
Возможно, Саудовской Аравии придется искать другие пути повышения своей привлекательности. Повсеместно автопроизводители сталкиваются с ростом затрат, тарифов и геополитических проблем. Для того чтобы привлечь к себе масштабное производство, королевству, возможно, придется предложить дешевую возобновляемую энергию. Ему также придется привлекать поставщиков крупных производителей. Компания Hyundai Kefico, производящая компоненты, недавно подписала соглашение с компанией Ceer.
У Саудовской Аравии есть конкуренты в попытках развить промышленность. Венгрия использует свое преимущество в стоимости рабочей силы для привлечения производителей аккумуляторных батарей. Индонезия считает, что ее запасы никеля позволяют ей сделать нечто подобное, хотя успех далеко не гарантирован. Ближайшие к королевству Турция и Марокко уже имеют хорошо развитую автомобильную промышленность, производящую автомобили с двигателем внутреннего сгорания, поэтому инвесторы могут быть привлечены в эти страны.
В то же время, в Саудовской Аравии, в связи с высокими температурами и ограниченными запасами воды, строительство и эксплуатация заводов будет затруднена. В стране еще нет значительной промышленной базы. У королевства много денег и решительный правитель, но на деньгах далеко не уедешь. Китай обязан своим успехом тому, что он раньше других мировых автопроизводителей (за исключением Tesla) перешел к выпуску экологически чистых автомобилей, причем стратегически правильно. Это дало ему преимущество, которое Саудовская Аравия не в состоянии повторить. К тому же внутренний автомобильный рынок королевства невелик.
В автомобильную отрасль трудно войти, даже если появление электромобилей снизило барьеры. Заявления, которые делаются, необычны. Одна только компания Ceer, по мнению компании, может создать к 2034 году валовую добавленную стоимость в размере 8 млрд. долларов (что эквивалентно 0,7% ВВП в 2022 году). К устремлениям Саудовской Аравии в области создания новой отрасли можно отнестись скептически, тем более что в королевстве ставятся и другие гигантские цели во многих отраслях. Тем не менее это серьезная попытка крупнейшего в мире экспортера нефти диверсифицировать свою экономику и создать новые отрасли в преддверии грядущих больших перемен.
Оригинал: https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2023/09/28/saudi-arabia-wants-to-become-a-force-in-electric-vehicle-manufacturing
@Arabinform
Еще больше новостей в нашем