The Economist: Семейный бизнес Персидского залива нуждается в современных законах о наследовании
По мере расширения бизнеса споры о наследовании могут становиться все более распространенными и более ожесточенными.
"Я люблю вас, но вы несерьезные люди", - говорит Логан Рой, вымышленный медиа-магнат, своим враждующим, хватким детям в телесериале "Наследство". То же самое могут сказать многие магнаты в Персидском заливе, которые пытаются организовать передачу наследства следующему поколению. Существующие законы часто либо отсутствуют, либо неадекватны для решения все более сложных бизнес-структур после смерти человека. Некоторые правительства стран Персидского залива начинают принимать законы для гармоничного урегулирования таких семейных вопросов.
Возьмем кувейтских братьев Бассама и Кутайбу Альганим. Они были втянуты в спор о преемственности огромного бизнеса их семьи, который длился годами. Сначала братья пытались разделить бизнес полюбовно. Но затем последовали обвинения и упреки, что вызвало разногласия среди членов семьи. Правители Кувейта даже вмешались в ситуацию, чтобы попытаться все уладить.
Такие семейные споры в Персидском заливе могут стать обычным явлением. Репутация фирм часто страдает, принятие решений может быть парализовано, а иногда бизнес может и вовсе распасться. Фади Хаммадех, который консультирует Совет по семейному бизнесу Персидского залива - организацию, базирующуюся в Дубае, которая стремится помочь семейным фирмам преодолеть разногласия между поколениями, - говорит, что в судах ОАЭ рассматриваются десятки дорогостоящих споров внутри таких компаний.
Это особенно затрагивает вопросы наследования и наследства. Семьи могут быть огромными, поскольку некоторые богатые арабы до сих пор имеют несколько жен и много детей. Поэтому семейные предприятия могут иметь множество акционеров. Если нет тщательного планирования, правила, как правило, затрудняют передачу дел наиболее способным или заслуженным из потомков. Первоначальные владельцы могут завещать и передавать имущество при жизни, но многие этого не делают. Поскольку ни в одной из стран Персидского залива нет налога на наследство, стимулов для скорейшей передачи собственности практически нет. Многие владельцы не хотят уходить с поста раньше времени или даже признавать свою смертность.
Суды в странах Персидского залива, как правило, плохо подготовлены для решения подобных вопросов. Но правительства начинают совершенствовать законы. Когда в декабре 2021 года умер Маджид аль-Футтаим, основатель розничной империи со штаб-квартирой в Дубае стоимостью более $16 млрд, руководство Дубая назначило "специальный судебный комитет", чтобы помочь разрешить споры, возникшие между десятью его ближайшими наследниками: тремя женами, сыном и шестью дочерьми.
В январе в ОАЭ был принят закон о семейных компаниях, в котором прописаны методы арбитража. Семейные предприятия нуждаются в соответствующих конституциях и правилах наследования. Однако пока что семейные компании не обязаны соблюдать новый закон. Оман и Саудовская Аравия также начали принимать аналогичные меры.
Валид Чиниара, автор книги "Династическое планирование", который консультирует саудовские семьи, говорит, что все больше его клиентов видят необходимость срочного принятия закона. "Я слышу, как они говорят: "Я видел, как дерутся мои друзья - я не хочу, чтобы это случилось с моей семьей"".
***
Оригинал: https://www.economist.com/middle-east-and-africa/2023/06/01/business-families-in-the-gulf-need-modern-laws-of-inheritance
Перевод @Arabinform
Еще больше новостей в нашем