Bloomberg: Мир поддержал двух генералов и поставил Судан на путь войны
Демократические преобразования в африканском государстве сорвались из-за соперничества двух человек, которых подстрекали иностранные державы, борющиеся за власть над страной и ресурсы, пишут Саймон Маркс и Мохаммед Аламин из Bloomberg.
Спустя две недели после начала конфликта, раздирающего Судан на части, и в середине 72-часового перемирия тяжеловооруженные ополченцы в Хартуме поклялись разгромить армию, досматривая автомобили, въезжающие в густонаселенный центральный район столицы. Мгновением позже неподалеку взорвалась ракета, едва не задев их. К северу от контрольно-пропускного пункта в богатом районе Эр-Рияда жители часами стояли в очередях за хлебом. В тех немногих магазинах, которые еще были открыты, цены поднялись выше, чем большинство людей могут себе позволить. "Мы не можем так жить", - сказал Ахмед Абдул Азиз, владелец супермаркета. "Я боюсь, что скоро у нас все закончится".
За почти 70 лет независимости в Судане было всего 17 лет мира, но Хартум не видел таких боев уже несколько десятилетий. По всему разросшемуся пустынному пригороду с населением 5 миллионов человек жители ютятся в своих домах и не могут нормально спать уже несколько дней на фоне непрекращающейся стрельбы и грабежей. Военные действия вспыхнули примерно в половине из 18 штатов страны, погибли сотни людей. Это чревато затяжной гражданской войной, которая перекинется через границы в Чад, Центральноафриканскую Республику, Египет и Южный Судан.
Для многих суданцев борьба за власть, разгоревшаяся между двумя самыми влиятельными генералами страны, была неизбежной. Глава армии генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан и генерал-лейтенант Мохамед Хамдан Дагало, лидер военизированных формирований, известный как Хемедти, вместе добились известности после свержения диктатора Омара аль-Башира в ходе народной революции 2019 года. Затем они укрепили свои позиции в ходе второго переворота в 2021 году. Они разошлись во мнениях относительно того, как объединить свои силы, обещая проложить путь к гражданскому правлению, но вместо этого борясь за то, чтобы остановить падение экономики и усугубление продовольственного кризиса.
Если демократический переход в Судане сорвался из-за высокомерия и соперничества двух генералов, то то, что поставило его на путь, который может привести к гражданской войне, - это годы международных отношений, которые обогащали и поддерживали их, согласно интервью с десятками чиновников, дипломатов и наблюдателей. Египет поддерживает Бурхана, а Россия и влиятельный лидер ливийского ополчения близки к Хемедти. Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия смотрят на пахотные земли Судана и поддерживают обоих генералов. В центре внимания Китая - море, нефть и огромные минеральные богатства. Израиль присутствует в обоих лагерях.
Столкновения в Судане происходят вблизи ключевых объектов инфраструктуры
Многие иностранные государства заинтересованы в ресурсах и пахотных землях Судана.
"Роль международного сообщества - арабов, израильтян, русских - политически поддерживала и финансово обогащала Бурхана и Хемедти посредством сделок с золотом, разведки и предоставления им денег для отправки солдат за границу", - говорит Холуд Хайр, политический аналитик в Судане, который бежал из Хартума и частично возлагает ответственность за конфликт на борьбу за ресурсы. "Если бы до этого эти страны не оказывали им такую поддержку, они не смогли бы нанести такой большой ущерб".
Переговоры с людьми с оружием
Для западных дипломатов глубина раскола между генералами стала ясна в феврале, когда делегация, представляющая США, Великобританию и Европейский Союз, вошла в президентский дворец для встречи с двумя мужчинами, и лояльный Бурхану чиновник сказал им не пожимать руки Хемедти, по словам трех присутствующих. Группа знала, что эта пара не видит друг друга, но была ошеломлена таким нарушением протокола в официальной обстановке. Под давлением они сделали то, что им сказали, и поприветствовали лидера военизированных формирований после окончания переговоров.
Напряженность между Бурханом и Хемедти "то нарастала, то спадала" на протяжении многих лет, и "было несколько случаев, когда высокопоставленным иностранным чиновникам приходилось вмешиваться и деэскалировать ситуацию", - сказал Э. Дж. Хогендорн, который работал старшим советником специального посланника США по Судану и Южному Судану до февраля, когда его полномочия не закончились.
"Мы всегда знали, что рискованно позволять этим двум соперничающим военным продолжать действовать", - сказал Хогендорн, добавив, что когда оба генерала арестовали высокопоставленных членов правительства после переворота 2021 года, американские чиновники обсуждали идею наложить на них санкции или ограничить их доступ к прибыльным частям экономики, таким как золотодобывающий сектор. Но многие в Вашингтоне опасались, что это может спровоцировать то самое насилие, которое происходит сегодня, сказал он.
Высокопоставленный представитель администрации Байдена сказал, что США еще рано сожалеть о своем взаимодействии с генералами, поскольку уже ведутся переговоры о переходе к гражданскому правительству. В конечном итоге, вина лежит на этих двух людях, которые не смогли пойти на компромиссы ради будущего своей страны, сказал чиновник.
Но результатом бездействия стало то, что генералы почувствовали себя сильнее, а мандат тогдашнего премьер-министра Абдаллы Хамдока был ослаблен, считают два нынешних высокопоставленных западных дипломата и бывший высокопоставленный чиновник США, которые говорили на условиях анонимности. Весь подход к Судану был ошибочным с самого начала, сказали несколько высокопоставленных западных чиновников, которые ездили в столицу для встреч с Бурханом и Хемедти в последние годы.
США вместе с Великобританией, Францией, Германией и другими странами пытались поддержать переход Судана к демократии на конференции доноров в Париже в мае 2021 года, собрав около 2 миллиардов долларов в виде обещаний и инвестиций. Это было слишком мало и слишком поздно.
"На этом пути произошло множество различных трагедий", - говорит Хафса Халава из Института Ближнего Востока в Дубае. "Мы видели, что Запад в основном стремился выбрать легкий путь - договориться с людьми с оружием".
Насилию нет конца
По данным Всемирной организации здравоохранения, с начала боевых действий погибли по меньшей мере 499 человек и 4700 получили ранения. Около 20 000 суданцев, бежавших из страны, нашли убежище в Чаде. Почти все больницы в Хартуме закрыты, а некоторые используются в качестве военных лагерей. Боевые действия в настоящее время сосредоточены в столице и белом дворце 19 века, где 8 февраля делегация - Питер Лорд, заместитель помощника секретаря США по Восточной Африке, Аннет Вебер, специальный посланник ЕС в регионе, и Боб Фэйрвезер, ее британский коллега - встретились с генералами. Дворец стал символом победы, которой больше всего жаждут эти два человека.
Было четыре попытки прекращения огня, включая одну во время Ид аль-Фитр, самого святого праздника для мусульман, но все они не привели к спокойствию. Затишье в прошлые выходные и на этой неделе позволило эвакуировать дипломатов, сотрудников ООН и некоторых иностранных граждан. Иностранные чиновники опасаются, что короткое и относительно неэффективное прекращение огня, которое закончилось в четверг и было продлено еще на 72 часа в пятницу, было лишь способом вывезти из страны больше людей, чтобы генералы могли, наконец, ополчиться друг на друга.
Экспорт Судана превысил 4 миллиарда долларов в 2022 году
Торговые партнеры включают ОАЭ и Египет, которые поддерживают отношения с противоположными сторонами конфликта.
По словам пяти западных дипломатов, участвовавших в переговорах, Бурхан и Хемедти обсуждали, как интегрировать военизированную группу "Rapid Support Forces" в Суданскую национальную армию. Но когда возникли разногласия по поводу субординации, они начали готовиться к войне, собирая войска и тяжелое вооружение в Хартуме.
Некоторое из этого вооружения связано с попытками иностранных держав добиться влияния в Судане. В последние годы Египет проводил совместные военные учения с армией этой страны. Сотрудники израильской разведывательной службы "Моссад" провели с Хемедти многочисленные встречи как в Судане, так и в Израиле, сообщили люди, осведомленные об этих поездках. Хемедти ездил в Москву вскоре после начала российско-украинского конфликта. Связанная с Кремлем группа "Вагнер" также активно работала в стране - сначала поддерживая режим Башира, благодаря своим связям с предприятием по переработке золота в окрестностях города Атбара. Китай построил порт на столь желанном побережье Красного моря.
Но именно ОАЭ и Саудовская Аравия имеют самое сильное влияние в Судане. До переворота 2021 года они предоставили миллиарды долларов в качестве бюджетной поддержки. Они нанимали солдат для участия в боевых действиях коалиции под руководством Саудовской Аравии против поддерживаемого Ираном повстанческого движения Хути в Йемене, и благодаря их щедрости RSF превратилась в одну из крупнейших армий Африки, насчитывающую, по оценкам, от 70 000 до 100 000 бойцов. По словам дипломатов - как бывших, так и нынешних - это способствовало росту авторитета Хемедти и привело к тому, что некоторые иностранные государства стали воспринимать его не столько как закаленного в боях наемника с пораженных засухой равнин Дарфура, сколько как опытного генерала в кондиционированном офисе и сшитых на заказ костюмах.
"Единственный способ добраться до Хартума - это проехать через Джидду", - сказал премьер-министр Чада Салех Кебзабо из портового города Саудовской Аравии. Он добавил, что президент его страны, Махамат Идрисс Деби, принимал генералов для безуспешного посредничества в марте.
Дипломатическая миссия Саудовской Аравии была первой, кому был предоставлен безопасный выезд из Хартума, когда начались столкновения. Морская операция забрала более 150 человек, включая иностранных дипломатов и чиновников. Когда к нему обратились за комментариями, саудовский чиновник сказал, что страна выступала за стабильность и оказывала Судану финансовую поддержку, потому что хотела мира в регионе Красного моря. Он не считает, что конфликт закончится быстро, и сказал, что он, скорее всего, продлится несколько месяцев, если не лет.
Для простых суданцев результаты игры за власть оказались разрушительными. Абдельхмид Мхджуб Ахмед, 36-летний водитель, сказал, что у него нет другого выхода, кроме как остаться в Хартуме, поскольку его страна разрушается. "Сейчас все так плохо, ни одна больница не работает, нет никаких услуг, нет хлеба, нет еды", - сказал он. "Международное сообщество сейчас ничего не делает - они просто пытаются уехать".
***
Авторы: Саймон Маркс и Мохаммед Аламин
При содействии Сэма Дагера, Катарины Хойе, Йена Марлоу, Сами Адгирни, Колума Мерфи, Зайнаб Фаттах, Сильвии Весталл, Алекса Трибу, Дениз Лу и Евгения Резника
Оригинал https://www.bloomberg.com/news/features/2023-04-28/here-s-how-world-powers-put-sudan-on-the-path-to-war?srnd=politics-vp
Перевод @Arabinform
Еще больше новостей в нашем