AlJazeera: Клеопатра была египтянкой - черная она или смуглая, не имеет значения
Это всего лишь двухминутный ролик. Но бурная реакция на трейлер предстоящей документальной драмы Netflix "Царица Клеопатра" многое говорит как о непреходящем наследии Клеопатры, так и о силе политики идентичности.
Трейлер был немедленно встречен обвинениями в фальсификации истории. За хэштегами в социальных сетях и онлайн-петициями последовала жалоба египетского адвоката в прокуратуру на компанию Netflix, которая, со своей стороны, закрыла комментарии на странице ролика на YouTube.
Мой голос - единственный египетский голос в программе. Мое многопоколенное александрийское происхождение, с обеих сторон, является ключом к моей страсти к Клеопатре. Как историк, я проводил бесконечные дни, изучая и размышляя о царице, и не в последнюю очередь во время работы над своей книгой "Александрия: Город, который изменил мир".
Некоторые вещи о Клеопатре - это просто факт. То, что она была македонско-греческого происхождения, не вызывает сомнений. То, что Птолемеи (прим. - династия правителей Египта в IV-I веках до н. э. - в эпоху эллинизма) вступали в браки и в основном сохраняли эллинскую родословную, отрицать невозможно. То, что почти все ее предки были светлокожими, тоже правда.
Но используемые сегодня бинарные расовые термины являются анахронизмом и вряд ли могут быть применены к контексту Клеопатры. За исключением евреев, в ранней истории Египта этнические различия не фиксировались. В Александрии, особенно в Александрии, не существовало нормативной расы: генетический состав был разнообразен, поскольку на ее землях жили и женились люди со всего региона, от европейцев до нубийцев.
Утверждать, что в Египте не было темнокожих людей, или что истоки египетских цивилизаций лежат в Африке южнее Сахары, - это, по сути, две формы отрицания.
Есть также некоторые вещи, в которых мы не можем быть уверены. Мы не знаем наверняка личности матери Клеопатры и бабушек царицы с обеих сторон. Более того, александрийцы того времени называли ее отца "Нотос", или "Внебрачный ребенок". Все это важно, потому что Птолемеи, включая деда и отца Клеопатры, были хорошо известны тем, что имели египетских любовниц. Поэтому есть вероятность, что несколько предков Клеопатры могли быть египтянами.
Именно эта загадочная природа бабушек Клеопатры и ее матери позволяет предположить, что у Клеопатры могло быть смешанное происхождение, что привело бы к темному цвету ее кожи. А поскольку кудрявые волосы являются доминантным геном, египетский предок мог изменить линию Птолемеев и в этом смысле.
Как я подробно описываю в своей книге, образцы ДНК, найденные в Египте от Нового царства до Римского периода, показывают, что египтяне имели преимущественно южноевропейское и ближневосточное происхождение; африканское происхождение к югу от Сахары не превышало 15 процентов в древности и не превышает 21 процента в Египте сегодня. Поэтому можно с уверенностью сказать, что даже с некоторым египетским наследием, в сегодняшних терминах она была бы не черной, а бирасовой.
То, что Александрийская библиотека была уничтожена, а большая часть древнего города находится под водой или под землей, означает, что существует ограниченное количество материальных свидетельств. Отсутствие вещественных доказательств ее жизни увеличивает вакуум, который был заполнен мифами и домыслами.
Мы знаем, что Клеопатра, последний фараон, родилась в Александрии, где ее семья правила уже три столетия. Именно воплощение греко-египетской гибридности позволило Клеопатре стать мощной объединяющей фигурой: ее сочетание греческих и египетских нарядов, владение египетским языком и ее положение воплощения богини Исиды.
Но для римлян она была иностранкой в самом сердце их гражданской войны, и пристрастные римские источники должны были представить достойного врага, чтобы оправдать, как женщина смогла оказать влияние на двух самых выдающихся мужчин - Юлия Цезаря и Марка Антония.
На протяжении веков Клеопатра служила проводником для людей на протяжении всей истории - и сегодняшний день не является исключением. Визуальное искусство говорит нам об этом. В средние века ее изображали блондинкой, в эпоху неоклассицизма - стереотипно эллинской, в эпоху колониализма - пассивно лежащей и нуждающейся в европейце, который спасет или завоюет ее, в эпоху рабства - служанкой, которую осматривает Юлий Цезарь.
Неудивительно, что это продолжается и сегодня, поскольку ее изображают в момент, когда системный расизм осуждается как никогда ранее.
Даже на мое собственное восприятие, возможно, повлияли мои египетские корни. Но это восприятие также подтолкнуло меня к тому, чтобы расширить возможности Клеопатры, предложив историю, отличную от той, которую популяризировали Шекспир и Голливуд. Несколько лет назад я представил телевизионный документальный фильм BBC, в котором попытался понять ее истинную природу.
Смысл был в том, что Клеопатру слишком долго экзотизировали и сексуализировали, и что это далеко не та царица, о которой я узнал, будучи египетским ребенком: для меня, как и во многих древних источниках, она всегда была сильной, образованной и динамичной женщиной.
Я также курировал выставку на родине Шекспира, показывая, как она была представлена в английских литературных архивах в сравнении с египетской точкой зрения. В обоих этих случаях возвращение Клеопатры как египетской царицы было в центре моего внимания. Но цвет ее кожи - нет.
Когда Netflix попросил меня принять участие в проекте, я с нетерпением ждал возможности представить египетский голос в сериале - и, как оказалось, единственный. К участникам обратились до того, как были утверждены актеры, подробности об актерах долгое время находились под запретом, и участникам не сообщили о других гостях. Мое интервью было завершено уже после того, как актеры были сняты, поэтому драма не смогла в полной мере использовать мои взгляды в художественном проекте. Я вспомнил, что описывал ее корабль как нечто вроде суперяхты с ее цветами и музыкантами и танцорами на борту, но мне сказали, что это объяснение не может быть включено, потому что эта сцена уже была снята с более скромным судном.
"Царица Клеопатра" - это документальная драма, а не полноценный документальный фильм. Хотя они и пересекаются, мы должны отделить драму от документального фильма. Если мы не ожидаем полной достоверности каждой детали в актерских сегментах, как мы можем рассматривать эти части как нечто иное, чем драма?
Возможно, Клеопатра действительно имела смешанное происхождение, но независимо от того, так это было или нет, тот факт, что ее изображает бирасовый актер, является выбором актера, который не должен огорчать нас в наше время. В прошлом Клеопатру изображали белые актеры (не говоря уже о мальчиках-актерах во времена Шекспира), и конечный продукт оставался успешным.
Разочарован ли я тем, что режиссер (с которым я никогда не общался) политизировал кастинг? Я бы солгал, если бы сказал, что это не так. Кроме того, какое право она имеет указывать египтянам, как им себя воспринимать?
Что касается документальных сегментов, которые составляют менее половины программы, я ожидаю, что они представят различные, и я надеюсь, интеллектуальные, перспективы и интерпретации. В том числе и моя - о важности признания египетской сущности Клеопатры.
Зацикленность на том, как выглядела могущественная женщина, сама по себе является ироничным редукционизмом и объективацией, поэтому документальная часть должна пролить свет на всю ее увлекательную жизнь, а не только на то, как она могла выглядеть.
Тем не менее, в трейлере показано, как я говорю, что представляю себе Клеопатру с вьющимися волосами и цветом кожи, похожим на мой. Это не слишком отличается от того, как христиане по всему миру по-разному представляют историческую личность Иисуса. А в более полном контексте я говорю, что загадочность ее происхождения и наследия - и то, и другое я подробно описал в своей истории Александрии - уже давно побуждает людей представлять ее по-разному.
Как и искусство, история имеет свои нюансы; она способна вдохновлять и восхищать. А прошлое - это зеркало нашего настоящего. Повышенная реакция на этот двухминутный трейлер говорит больше об историческом моменте, в котором мы живем. Здесь мы видим, как взаимодействие с историей помогает нам узнать о себе и о том, что для нас важно.
Однако научные исследования основаны на взвешивании имеющихся доказательств, и это не должно быть чем-то спорным. Даже ведущий европейский биограф Клеопатры, профессор египтологии Джойс Тайлдесли, пишет, что Клеопатра "возможно, имела некоторые египетские гены" и что у нее "скорее всего, были темные волосы и оливковый или светло-коричневый цвет лица".
Так что, возможно, то, что я себе представляю, как говорится в трейлере, не так уж далеко - хотя, конечно, мы никогда этого не узнаем.
***
Оригинал: https://www.aljazeera.com/opinions/2023/5/1/cleopatra-was-egyptian-whether-black-or-brown-matters
Автор Ислам Исса - автор книги "Александрия: Город, изменивший мир", профессор литературы и истории в Бирмингемском городском университете.
Перевод @Arabinform
*Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают позицию The Arabinform Journal.
Еще больше новостей в нашем