Главная » Статьи » Публикации

Арабская палеография
Арабское письмо сложилось на основе набатейского письма (IV в. до н.э. – I в. н.э.), восходящего к древне-арамейскому письму. Набатейская письменность использовалась арабоязычными жителями Синайского полуострова и Северной Аравии в IV–VI вв., о чем свидетельствуют немаррская (328) и зебедская (512) надписи.
Согласно арабской языковедческой традиции, собственно арабское письмо сложилось в начале VI в. в столице Лахмидского царства городе Хира (нынешний Ирак) и получило развитие в VII в. при записи Корана.
В арабском искусстве получил развитие эпиграфический орнамент — каллиграфически исполненные надписи, включенные в декоративный узор. Каллиграфия, широко применявшаяся в архитектурном декоре (резьба по дереву, камню, металлу), характерна и для прикладного искусства, достигшего высокого расцвета и особенно полно выразившего декоративную специфику арабского художественного творчества.
Описание почерков арабского письма было предпринято с практическими целями самими арабами еще в X в. Ибн Дурустия (ум. в 956 г.) описал главные почерки и их варианты, применявшиеся в халифской канцелярии. В Европе изучение арабского письма надписей, рукописей началось в XVII в., тогда же было отмечено кардинальное графическое различие между письмом куфи (угловатым письмом Корана, монет и коротких надписей) и письмом насх (более округлым скорописным письмом).
Начиная с XVIII в. арабистов занимала проблема происхождения арабского письма, вопрос о хронологической последовательности насх и куфи. Многие европейские ученые XVIII и первой половины XIX в., следуя средневековой арабской традиции, ошибочно считали более ранним письмо куфи (в действительности оба вида письма существовали одновременно). Они полагали, что куфи происходит от сирийского письма эстрангелло. Для решения этой проблемы проводился палеографический анализ, в XVIII в. появились первые палеографические таблицы: таблицы сирийского письма и куфи Л. Адлера (Дания), таблицы куфи (по рукописям Корана) Э. Фурмона (Франция). Более совершенные таблицы были составлены в первой половине XIX в. Ж.-Ж. Марселем (Франция), который положил начало систематическому изучению арабского письма по надписям и рукописям.
В XIX в. в Западной Европе сложились основные собрания арабских рукописей, к концу XIX в. — крупнейшее собрание арабских папирусов в Вене. Началось интенсивное собирание и изучение эпиграфических памятников, подготавливаются научные описания памятников арабского письма, включающие палеографический анализ. Предпринимаются публикации памятников письма. Первые публикации арабских папирусов были осуществлены в первой половине XIX в. великим французским ориенталистом Антуаном Сильвестром де Саси. В конце XIX в. арабским папирусам многочисленные работы посвятил И. Карабачек (Австро-Венгрия), в начале XX в. — К.-X. Беккер (Германия). Во второй половине XIX в. появляются специальные палеографические работы. Итальянский палеограф М. Ланчи на основе изучения многочисленных надписей проследил варианты арабского письма в зависимости от фактуры памятника. У. Райт (Великобритания) и В. Альвардт (Германия) издали палеографические таблицы арабского письма VII–XVII вв. Французский исследователь О. Уда дал описание северо-африканского почерка магриби. Капитальные работы о письме арабских надписей швейцарских ученых М. ван Бершама (конец XIX в.) и С. Флюри (20-е гг. XX в.) заложили фундамент для последующих исследований в области эпиграфики.
В России собирание арабских рукописей и копирование надписей началось при Петре I. Значительные собрания арабских рукописей и др. памятников письма сосредоточились в созданном в 1818 г. при Кунсткамере Восточном кабинете, вскоре преобразованном в Азиатский музей (ныне — Институт восточных рукописей РАН, являющийся важнейшим хранилищем арабских рукописей в России). Его возглавил один из крупнейших арабистов того времени X.Д. Френ, положивший начало изучению первых крупных собраний арабских рукописей в России. Будучи основателем научной арабистической нумизматики, он классифицировал и установил терминологию для разновидностей куфи.
Со второй половине XIX в. в России интенсифицировалась работа по выявлению и описанию памятников арабского письма, их публикации. Для этого периода характерно накопление палеографических наблюдений. К важным выводам пришел Н.В. Ханыков, показавший необходимость при палеографическом анализе письма учитывать место написания: так им были отмечены особенности почерков арабского письма окраин Халифата.

 

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

1) Крачковская В.A. Арабские надгробия Музея палеографии АН СССР. Л., 1929 (здесь библиография).
2) Крачковская В.A. Новое исследование по истории арабской письменности // Ученые записки ЛГУ. 1974, № 374. Востоковедение. Вып. 17, I.
3) Крачковская В.A. Памятники арабского письма в Средней Азии и Закавказье до IX в. — В сб.: Эпиграфика Востока. Вып. 4. М.—Л., 1952.
4) Крачковская В.A. Эволюция куфического письма в Средней Азии. — В сб.: Эпиграфика Востока. Вып. 3. М.—Л., 1949.
5) Крачковская В.A., Kрачковский И.Ю. Древнейший арабский документ из Средней Азии. — В кн.: Крачковский И.Ю. Избр. соч. Т. I. М.—Л., 1955.

6) Abbott N. The rise of the north-Arabic script and its Kuranic development, Chicago, 1939.
7) Abbott N. Arabic paleography. The development of early Islamic scripts. In: Ars Islamica. Vol. 8. Ann Arbor, 1941.
8) Ahlwardt W. Verzeichniss der arabischen Handschriften. Bd 1–10. В., 1887–1899.
9) Facsimiles of manuscripts and inscriptions. Oriental series, Paleographical society. 100 autotype plates with letterpress. Edited by W. Wright. L., 1875–1883.
10) Grohmann A. Arabische Paläographie. Bd 1–2. W., 1971.
11) Кühnel Е. Die Arabeske. В., 1949.
12) Moritz В. Arabic palaeography. A collection of Arabic texts from the first century of the Hidjra till the year 1000. Cairo, 1905.
13) Moritz В. Arabische Schrift, Enzyklopaedie des Islam. Bd 1. Leiden — Lpz., 1913.
14) Namy Kh.Y. The origins of Arabic writing and its historical evolution before Islam // Bulletin of the Faculty of Arts of the Egyptian University. 1935, 3.
15) Palaéographie arabe... Pt. 1–2. P., 1828.

 

 

Статью составил научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН П.В. Густерин.

 

 

Категория: Публикации | Добавил: Регионовед (30.10.2012)
Просмотров: 4014
Всего комментариев: 0
avatar
Copyright ©2007-2015 ARABINFORM Хостинг от uCoz All rights reserved Design created by ATHEMES