Aljazeera: проблемы развития киноиндустрии в арабском мире
Сцена в районе горы «Верблюжья шея» на юге Туниса вряд ли относится к этому миру, здесь есть небольшие шатры в традиционном стиле, вокруг которых модели космических ракет посреди бескрайней пустыни, как будто инопланетная жизнь однажды поселились в этом месте. Очарование этого места усиливается посетителями, туристами, которые бродят по окрестностям, и местными торговцами в их традиционной одежде.
Реальность этого места и высокая степень красоты не далеки от воображения. В этом месте знаменитый американский режиссер Джордж Лукас в 1977 году снимал сцены первой части фильма «Звездные войны». И по прошествии более чем 40 лет этот туристический район до сих пор живет за счет этой исторической репутации. К сожалению, из-за многочисленных нарушений безопасности, с которыми страна столкнулась в последние годы, Тунис больше не является местом назначения международных кинокомпаний, и национальная экономика Туниса потеряла более 30 миллионов долларов прямых доходов от подобных проблем.
Разговоры о кино напрямую наводят на мысль о культурном и художественном аспекте, а если речь идет об экономическом аспекте, то он включает только прибыль актеров и кинокомпаний, не обращая внимания на тот факт, что кино с давних пор превратилось в серьезную индустрию, способствующую национальному доходу стран. Речь идет не только о прямых инвестициях в производство фильмов, но и о предоставлении услуг по определению мест съемок, студий и других требований отрасли.
Несколько арабских стран, такие как Иордания и Марокко, обратили на это внимание и инвестировали в инфраструктуру киноиндустрии. В Иордании, например, в период с 2007 по 2017 год по данным Королевской комиссии по кинематографии Иордании доходы от индустрии превысили 210 миллионов долларов. Эта отрасль предоставила возможности трудоустройства на полный рабочий день примерно 5 тысячам иорданцев, и эти цифры, вероятно, увеличатся в свете неустанных усилий тамошних чиновников по продвижению этой отрасли и привлечению кинокомпаний со всего мира, а также действиям армии Иордании по обеспечению необходимых условий на съемочных площадках, как это произошло с девятой частью фильма «Звездные войны», который был снят в регионе пустыни Вади-Рам в 2019 году, а также программам освобождения от налогов, которыми пользуются кинокомпании.
Марокко также имеет богатый опыт инвестирования в этот сектор. По данным Марокканского центра кино доходы от съемок и производства фильмов иностранных компаний в Марокко в 2019 году составили около 83 миллионов долларов, что почти на 9 % больше, чем в 2018 году. Это включает в себя разнообразный и длинный список постановок, включая художественные и документальные фильмы, сериалы, телешоу и рекламу. География иностранных компаний, которые прибывают в Марокко, простирается от Соединенных Штатов на западе до Японии на востоке, в том числе через различные европейские компании, Бразилию, Южную Африку и другие страны.
Этот немногочисленный опыт в арабском мире говорит нам о том, что киноиндустрия, как и другие сектора инвестиций, нуждается в большем, чем просто в прямых инвестициях со стороны государства, но в заботе и надзоре со стороны высших эшелонов власти, а также в строительстве объектов и специальных студий со своими спецификациями. Это объясняется не только тем, что экономическая отдача вносит свой вклад в национальный доход, а также тем, что ее положительное влияние распространяется, в частности, на другие сектора экономики, такие как туризм, торговля, производство одежды и аксессуаров.
Культурная экономика
Серьезная киноиндустрия, как аспект культурной экономики, может решить одну из главных проблем поддержки искусства, творчества или превращения культуры в прибыльный продукт, предоставляя возможности для трудоустройства и привлечения местных талантов с международным опытом, с одной стороны, но и предоставляя нетрадиционные источники поддержки местным кинопроизводителям, с другой. Одним из кризисов, затрагивающий сектор культуры в целом в арабском мире и кинематограф в частности, является кризис финансирования и поддержки, поэтому внимание было и продолжает направляться на государственную поддержку этого сектора. Эта поддержка была возможна в последние годы по многим причинам, в том числе идеологическим и политическим, но в связи с различными геополитическими и экономическими изменениями в арабском мире эта поддержка сократилась, а поддержка творческих и художественных талантов в различных областях вовсе прекратилась.
Помимо прямых экономических и творческих выгод, участие в серьезной киноиндустрии в современном мире больше не является роскошью или делом отдельных инициатив и частного сектора, поскольку темпы внутреннего потребления мирового кинопродукта беспрецедентно возросли с увеличением и разнообразием платформ для просмотра фильмов, таких как «Netflix», «Disney Plus» и другие. Это стало своего рода маркетингом местных культур через киноработы, что приветствуется и способствует диалогу цивилизаций и культур, но, с другой стороны, способствует отчуждению и культурной изоляции отдельных народов. Кроме того, появление фильма не исключает участия в борьбе за премию «Оскар» или Каннского кинофестиваля, потому что эти награды являются в первую очередь индивидуальным достижением.
Законная озабоченность, выражаемая многими по поводу увеличения объема производства фильмов, противоречащего местной культуре и обычаям, не должна приводить к большей изоляции, но должна распространяться на разработку творческих стратегий, которые учитывают новые тенденции в отрасли путем более позитивного взаимодействия с ними и поиска решений экономических проблем, которые являются основной причиной неспособности добиться прогресса в отрасли.
Возможно, еще слишком рано говорить об арабском кинопроизводстве, которое может создать глобальный феномен, подобный киноиндустрии в Индии или Южной Корее, но полезно, по крайней мере, обобщить опыт успешных инвестиций в этот сектор, прежде чем мы опоздаем на поезд.
Автор: Хани Бишр (هاني بشر), журналист и кинопродюсер
Оригинал публикации: الصناعة السينمائية الثقيلة في العالم العربي (20 декабря 2021 г., Aljazeera)
Перевод: The Arabinform Journal
Еще больше новостей в нашем