The Economist: Кувейт как нестабильное сочетание монархии и демократии
Возможно, у него самая быстрорастущая экономика Аравийского полуострова и суверенный фонд благосостояния на 750 миллиардов долларов, который можно разделить среди 1,8 миллионов граждан. Парламент свободно избирается. Премьер-министры, назначаемые эмиром Кувейта, регулярно отправляются в отставку. Тем не менее, важнейшим элементом кувейтского общества является спокойствие, граничащее с коматозом, пишет журнал The Economist.
Эмиру, Навафу ас-Сабаху, 85 лет и он находится в сильном упадке сил. Другие государства Персидского залива бросили эстафету молодому поколению. Но ас-Сабах все еще трепетно передает власть от одного восьмидесятилетнего брата к другому. В последний раз эмира видели на публике в июне, когда он, запинаясь, произносил короткую речь, с трудом переводя дыхание. Его назначенному преемнику и сводному брату Мишалю 81 год. Другие соперничающие кандидаты судятся друг с другом в европейских судах. «У каждого шейха есть своя команда» - сетует кувейтский эксперт.
Кувейтцы могут публично критиковать своих правителей. Парламент может наложить вето на законы, правительству можно выносить вотум недоверия. Но эмир может распустить парламент и править своим указом. Политическая система представляет собой нестабильное сочетание монархии и демократии. Результатом является нерешительность и паралич. С тех пор, как два года назад предыдущий эмир умер, Кувейт претерпел четыре смены правительства. Новое вступило в силу в этом месяце. Впереди выборы.
Некоторые молодые кувейтцы завидуют динамичному, хотя и безжалостному, наследному принцу Саудовской Аравии. Если выборы не смогут встряхнуть страну правитель Кувейта угрожает «принудительными мерами», эвфемизмом военного положения.
Полвека назад Кувейт был лидером Персидского залива. У него были небоскребы, когда Дубай был просто пустыней. Его эмир выступал посредником между монархами Персидского залива. Но сейчас в дипломатии и бизнесе он отстает. Это скучное место. Мегапроекты задыхаются в бюрократии. «Правительство - это могила для всех проектов», - говорит Ганим ан-Наджар, руководитель аналитического центра.
Кувейт также теряет свою репутацию относительной современности. Исламисты сдерживают социальный прогресс. Выпускникам по-прежнему гарантируются удобные рабочие места в госсекторе, требующие минимальной работы. «Мы как животные у кормушки», - говорит драматург Хадиль Букрайс. «Откормленные и спокойные, мы потеряли свою волю».
@Arabinform
Еще больше новостей в нашем