Alkhaleej Online: Саудовская Аравия объявила о запуске строительства города Qiddiya стоимостью 2,7 млрд долларов Asharq: Египет и Саудовская Аравия обсуждают использование национальных валют в торговле Ahram Online: Египет и Global Auto заключили соглашение о реализации проекта по сборке автомобилей Gulf Insider: ССАГПЗ утвердил единую туристическую визу для ОАЭ, Саудовской Аравии, Катара, Кувейта, Омана и Бахрейна Ahram Online: S&P высказывает опасения по поводу влияния конфликта в Газе на туризм в соседних странах Al-Monitor: Саудовская Аравия изучает покупательную способность женщин Alkhaleej Online: Ненефтяной сектор экономики Саудовской Аравии вырастет на 6 % в 2023 году Ahram Online: S&P понизило кредитный рейтинг Египта до уровня B-, изменив прогноз на стабильный Al-Monitor: Экономический рост на Ближнем Востоке резко замедлится в 2023 году The Economist: Саудовская Аравия хочет стать лидером в производстве электромобилей
Главная » 2022 » Октябрь » 21 » The Economist: США и Саудовская Аравия по-прежнему неразлучны в своем несчастливом браке

The Economist: США и Саудовская Аравия по-прежнему неразлучны в своем несчастливом браке

21.10.2022 в 19:37 просмотров: 471 комментариев: 0 Общество

В Саудовской Аравии, чтобы развестись с женой необходимо трижды повторить «талак» (развод). К счастью, в дипломатии все намного сложнее. С 5 октября, когда нефтяной картель ОПЕК+ принял решение сократить добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки, отношения между США и Саудовской Аравией упали до самого низкого уровня за последние десятилетия. Демократы в Вашингтоне полны решимости отказаться от своего 77-летнего партнера. В свою очередь, государства Персидского залива возмущены неуважительным тоном Америки, пишет британский The Economist.

Как и в любых отношениях, некоторые жесткие высказывания не серьезны. Однако, если полный разрыв маловероятен, то также маловероятна и любая надежда на то, что США и партнеры по Персидскому заливу согласятся помириться. Сделка «нефть в обмен на безопасность», которая десятилетиями поддерживала их отношения, дала трещину, но никто не знает, что придет ей на смену. И похоже несчастливый брак продлится еще долгие годы.
 
По мнению Саудовской Аравии, сокращение добычи ОПЕК+ было техническим решением. Нефтяные рынки в полном беспорядке. Цены были неустойчивы. Многие члены ОПЕК не дотягивали до установленных квот. Надвигающаяся рецессия в богатых странах может привести к снижению спроса. Саудовцы описывают сокращение как прагматичный шаг, направленный на то, чтобы избежать переизбытка предложения и сохранить некоторые свободные мощности в резерве.
 
Однако для США это было бессовестным предательством. Президент Джо Байден поклялся относиться к королевству как к «изгою» из-за убийства в 2018 году журналиста Джамаля Хашогги. Когда нефть стоила 120 долларов за баррель этим летом он изменил свое мнение и полетел на встречу с Мухаммедом бен Салманом, наследным принцем Саудовской Аравии и фактическим правителем королевства. Теперь, менее чем через три месяца, саудовцы предприняли шаг, который может привести к удорожанию нефти. Байден обвинил королевство в том, что оно встало на сторону России, поскольку более высокие цены пополнят казну Владимира Путина. «Будут последствия», - заявил он.
 
Заявления некоторых демократов о том, что саудовцы хотят помочь республиканцам на предстоящих промежуточных выборах, поскольку более высокие цены на АЗС навредят администрации, кажется неправдоподобными в кругах Персидского залива. Министры принимают решения о мировых энергетических рынках не для того, чтобы повлиять на исход выборов.
 
Производители нефти сомкнули ряды. Бахрейн и Кувейт, как члены ОПЕК+, так и американские партнеры, заявили, что согласны с сокращением добычи. Даже Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) публично выразили поддержку. ОАЭ часто расходятся во мнениях с Саудовской Аравией по поводу нефтяной политики: они хотят продавать как можно больше, даже по дешевке, чтобы их нефть не превратилась в дефицитный актив. Тем не менее, Эмираты также настаивают на том, что ОПЕК+ приняла правильное решение.
 
В кулуарах конференции в Абу-Даби в начале этого месяца один из руководителей энергетической отрасли Эмиратов был в ярости по поводу реакции Америки. По его словам, это отдавало риторикой колониальной эпохи. «Кто он такой? Кто такой Джо Байден?». «Это наши ресурсы». Абдулхалек Абдулла, эмиратский политолог, считает, что демократы должны «проснуться» и признать, что страны Персидского залива «готовы сказать «нет» Америке». Али Шихаби, менее резкий комментатор, близкий к королевскому двору Саудовской Аравии, задался вопросом, может ли королевство выйти из ОПЕК и сформировать более могущественный картель. «Саудовская Аравия могла бы легко работать без ОПЕК и координировать добычу с двумя или тремя ключевыми игроками в частном порядке», - размышлял он.
 
11 октября ОАЭ сделали еще один намек, когда Мухаммед бен Заид, их президент, прилетел в Санкт-Петербург, чтобы встретиться с Путиным. Эмиратцы говорят, что это был визит, чтобы обсудить мирный план для Украины. Ничего существенного из этой встречи не вышло, но то, что он приехал лично вместо того, чтобы позвонить или послать своего министра иностранных дел, стало суровым напоминанием о том, что арабский мир, в отличие от Запада, отказывается принимать чью-либо сторону в российско-украинском конфликте.
 
С 1945 года, когда Франклин Рузвельт встретился с королем Абдельазизом бен Саудом на борту американского авианосца «Куинси», саудовско-американские отношения основывались на простой сделке. Королевство обеспечивает приток нефти, а Америка обеспечивает безопасность королевства. Теперь обе стороны обвиняют друг друга в отказе от этой сделки.
 
Однако эта размолвка коренится во взаимном непонимании. Демократы больше не хотят только надежных поставок нефти. Они хотят получать ее по приемлемо низкой цене. Государства Персидского залива, тем временем, хотят более активного защитника. Доктрина Картера гласила, что Америка должна защищать свои энергетические интересы на Ближнем Востоке. Для сегодняшних монархов Персидского залива это не означает просто поддержание порядка в Ормузском проливе. Это также означает переход к активным действиям, когда им угрожает Иран. А печальный провал Америки в Ираке и Афганистане, мягко говоря, не внушил доверия.
 
Ни одна из сторон не желает потакать другой. Саудовцы и их соседи не желают отказываться от миллиардных доходов, чтобы помочь партии Байдена набрать несколько дополнительных голосов. И большинство американцев, после двух десятилетий катастрофических войн в регионе, хотели бы отвернуться от него. Некоторые официальные лица стран Персидского залива надеются, что второе президентство Дональда Трампа в 2025 году укрепит связи с Америкой. Тем не менее, его крыло Республиканской партии не стремится защищать нефтяные государства Персидского залива.
 
Несмотря на разочарование в отношениях с США, у стран Персидского залива нет хорошей альтернативы. Россия не может выполнять роль защитника и поставщика оружия. Поскольку армия занята Украиной, а для этого нужно оружие, которое может произвести экономика, пострадавшая от санкций. Россия предлагает мало перспектив для торговли и инвестиций. Китай - более полезный партнер. Он не придирается к правам человека. Это большой источник инвестиций. Но он не заинтересован в том, чтобы гарантировать безопасность Персидского залива. Как и Россия, он поддерживает дружественные связи с главным соперником Персидского залива - Ираном.
 
Таким образом, США и государства Персидского залива, на данный момент к несчастью, застряли друг с другом. Они могут резко расходиться во мнениях по поводу цен на нефть, войны на Украине и многих других вопросов. Сделка «нефть в обмен на безопасность» больше не является прочной основой для их отношений. Но никто в Вашингтоне или Эр-Рияде не стремится найти что-то еще. 

@Arabinform
Еще больше новостей в нашем Telegram‑канале @Arabinform и VK странице | Теги: Саудовская Аравия, сша
Комментарии 0
avatar
Copyright © 2024 The Arabinform Journal All rights reserved