The Economist: арабские центральные банки следуют за повышением ставок США
Следить за денежно-кредитной политикой стран Ближнего Востока - все равно что катать детей на американских горках, шутит один банкир. Вы бы предпочли наблюдать за ними с земли, но вот вы, пристегнутые, карабкаетесь вверх и со страхом ждете срыва вниз на другой стороне, пишет журнал The Economist.
В этом году Федеральная резервная система США четыре раза повышала процентные ставки, последний раз 27 июля, когда она повысила базовую ставку на три четверти процентного пункта.
Это вынудило многие арабские центральные банки сделать то же самое, даже если они этого не хотели. При этом, в некоторых странах есть опасения, что более высокая стоимость заимствований станет препятствием для развития их экономик. Другие опасаются, что для поддержания притока капитала им придется резко поднять ставки, что также поставит под угрозу их экономику.
С одной стороны пять из шести членов Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ), клуба нефтедобывающих монархий, привязывают свои национальные валюты к доллару США (кувейтский динар привязан к корзине валют). Это помогает обеспечить стабильность их экономик, учитывая, что большая часть государственных доходов привязана к цене на нефть, которая обычно торгуется в долларах. Но для поддержания такой связки страны должны следовать решениям ФРС по процентным ставкам, независимо от внутренней экономической конъюнктуры.
Так, с начала года Саудовская Аравия повысила свою ключевую ставку с 1 % до 3 %. ОАЭ более чем удвоили ставку рефинансирования до 3,75 %. Если ФРС снова поднимет ставки в этом году, как и ожидается, большинство стран Персидского залива примут аналогичные решения.
И они сделают это, несмотря на умеренную инфляцию, которая, по прогнозам МВФ в этом году составит всего 2,5 % в Саудовской Аравии и 3,7 % в ОАЭ. Субсидии и дешевая рабочая сила мигрантов сдерживают цены по сравнению с другими богатыми странами. Годовой экономический рост (за исключением нефтяной промышленности) составляет здоровые 3-4 %.
Благодаря деньгам, полученным в результате нефтяного бума, в этом году правительствам не нужно будет брать взаймы. Потребители могут отложить покупку новых автомобилей и других дорогих вещей, но рынок недвижимости пострадает меньше. Ипотека менее распространена в странах ССАГПЗ, чем в других частях мира. Брокеры столкнулись с потоком новых заявок на кредиты в первой половине 2022 года, поскольку заемщики спешат зафиксировать ставки, прежде чем они вырастут еще больше.
В результате повышения ставок бизнес может ощутить наибольшую нагрузку. Центральный банк ОАЭ заявляет, что спрос на кредиты в первом квартале 2022 года был самым высоким с 2014 года. И он уже начал падать. По данным банка Emirates NBD, динамика предоставления кредита в Саудовской Аравии также немного замедлилась, достигнув самого низкого уровня почти за два года.
Импортерам нефти в регионе не так повезет, особенно Египту. Страна не повышала ставки с 2017 года, но с марта этого года сделала это дважды, включая чудовищный скачок в мае, на два процентных пункта единовременно. У ЦБ были все основания для этого - годовая инфляция превышает 13 %.
Однако борьба с инфляцией - не единственная его забота. С момента заключения сделки с МВФ на сумму 12 млрд долларов в 2016 году Египет полагался на приток частного капитала для финансирования своего огромного импорта и государственного дефицита. Египетский долговой рынок предлагал одни из лучших в мире доходностей, в то время как доходность в других странах была мизерной.
Однако по мере роста ставок в других странах Египет сталкивается с усилением конкуренции. В мае этого года с долгового рынка было выведено 20 млрд долларов (5 % ВВП) иностранного капитала. Рейтинговое агентство Fitch считает, что правительство повысит ключевую ставку, чтобы сохранить привлекательность египетских обязательств.
Это будет болезненно для и без того анемичного частного сектора. Так, индекс менеджеров по закупкам, показатель деловой активности, демонстрировал сокращение во всех, кроме девяти, последних 72 месяцев. Местные инвесторы вложили свои деньги в банки, но не в реальный бизнес.
Стоимость обслуживание долга за последнее десятилетие увеличилась в четыре раза. Бюджет следующего года предполагает выплаты кредиторам в размере 36 млрд долларов (45 % от общего дохода) и дефицит в размере 30 млрд долларов. Египту придется занимать по более высоким ставкам, что еще больше увеличит процентную ставку. Правительство снова ведет переговоры с МВФ об очередной финансовой помощи.
Тогда как в следующем году страны Персидского залива могут сойти с таких американских горок. Египту предстоит долгая и шаткая поездка.
@Arabinform
Еще больше новостей в нашем