Aljazeera: туристический сектор Ливана постепенно восстанавливается
За посещение исторического замка Библос со своей женой и детьми французский турист платит менее 3 долларов и описывает свою поездку в Ливан как исключительный опыт. «Мы впервые посещаем Ливан, из-за политических беспорядков и проблем с безопасностью мы колебались насчёт этой поездки, но сейчас мы проводим очень приятное время, знакомимся с достопримечательностями и красотами страны за небольшую плату», приводит его слова Aljazeera.
В отличие от катастрофических последствий для ливанцев в результате обвала стоимости лиры и снижения покупательной способности населения более чем на 90 %, Ливан привлекает иностранцев и экспатриантов, владеющих твердой валютой, из-за низкой стоимости товаров и услуг в долларах.
В Библосе, одном из старейших исторических городов Ливана, туристы отдыхают на пляже, в ресторанах, среди археологических и религиозных памятников, а также на его «антикварном» рынке, где выставлена традиционная одежда и изделия ручной работы.
Перед своим магазином, в котором уже 40 лет работает ливанец Димитрий Андлафт рассказывает: «Мы наконец-то вздохнули с облегчением, чтобы компенсировать наши потери, туристы вернули импульс нашему городу, они покупают наши товары, предлагаемые по сниженным ценам».
«Мы производим мыло из 5 натуральных ингредиентов для тела, лица и волос, которое туристы покупают из-за его высокого качества, а также потому, что цена одного мыла варьируется от 2 до 10 долларов», - передает Aljazeera .
Библос передает картину процветания в различных туристических районах долины Бекаа, на севере и юге, а также в Бейруте после двух лет неудач и потерь.
Любой, кто путешествует по Ливану, заметит расцвет летнего туристического сезона, что впрочем противоречит реальности страны, которая переживает настоящий коллапс, один из худших в мире, в результате которого около 85 % населения находится за чертой бедности.
Обменный курс доллара на черном рынке в Ливане недавно достиг примерно 32 тысяч лир, а средняя заработная плата в Ливане составляет менее 50 долларов.
Мохаммед Аль-Али, сотрудник одного из учреждения говорит: «У нас нет с собой долларов, мы не можем обеспечить наши минимальные потребности, я не ездил со своими детьми на туристические курорты, которыми мы пользовались до кризиса, потому что они стали очень дорогими, а месячной зарплаты едва хватает, чтобы оплатить стоимость работы генератора электроэнергии».
За последние два лета обвал и взрыв в бейрутском порту привели к закрытию сотен туристических предприятий, а оставшиеся сильно подняли цены в соответствии с курсом доллара.
Этим летом Министерство туризма Ливана разрешило различным туристическим учреждениям устанавливать свои цены непосредственно в долларах.
В интервью Aljazeera министр туризма временного правительства Валид Нассар объясняет, что решение о ценах в долларах и выставлении счетов в ливанских фунтах в соответствии с обменным курсом «не наносит вреда ливанцам, а скорее обеспечивает прозрачность ценообразования для туристических учреждений, сейчас у них есть возможность получать свои доходы в твердой валюте, потому что более 60 % их операционных расходов приходится на доллары».
«Я настаиваю на своем решении, которое приветствовали многие туристические компании, и я призываю остальные организации, в том числе продовольственные, устанавливать цены в долларах и выставлять счета в лирах, пока большая часть нашего потребления импортируется», - сказал он.
Министр считает, что летом 2022 года Ливан переживает лучший туристический сезон по сравнению с предыдущими двумя годами. Число прибывающих через аэропорт Бейрута достигнет около 200 млн человек, из которых 75 % составляют ливанские экспатрианты, а 25 % - арабские и иностранные туристы.
По мнению Нассара, внутренний туризм восстанавливается, туристы заполняют рестораны, отели, гостевые дома, экологические, религиозные и исторические памятники, и «это положительный показатель по сравнению с нынешними условиями Ливана».
Министр утверждает, что предварительные данные оценивают объем доходов к концу туристического сезона в 4 млрд долларов, и «это отличная цифра на фоне паралича банковского сектора», отмечая, что ранее годовые доходы от туризма составляли около 9 млрд долларов до кризиса.
Он указывает, что государственный бюджет извлекает выгоду из этих доходов только на уровне подоходного налога.
Приоритетом правительства является восстановление доверия к банковскому сектору, «стимулирование экономики через туристический сектор, а также разработка плана восстановления сектора в осенний и зимний сезоны для обеспечения его устойчивости».
В условиях паралича различных государственных служб и учреждений Ливанцы жалуются на неспособность властей обеспечить минимальные жизненные потребности, такие как электричество, вода и медицинское обслуживание.
Генеральный секретарь союза туристических компаний Жан Перотти сообщил, что туристический сектор смог предоставить услуги экспатриантам и местным жителям. «Доказательством является то, что бронирование в горных районах превысило 70 %, на побережье - около 85 %, а цены на отели по сравнению с соседними странами низкие, хотя затраты на электроэнергию очень высоки и предоставляются каждым заведением индивидуально», - сказал он.
Подсчитано, что в туристическом секторе занято около 150 тысяч работников, официально зарегистрированных в системе социального обеспечения, и около 35 тысяч человек добавляются к ним в праздничные сезоны. Но с 2019 года более 80 тысяч работников вообще потеряли работу. По словам Перотти, в этом сезоне «мы привлекли около 40 тысяч новых сотрудников со средней заработной платой, но они получают большую выгоду от чаевых».
Исторически Ливан полагался на сектор туризма и услуг в качестве основного источника привлечения средств и инвестиций, обеспечивая, по неофициальным оценкам, около 25 % ВВП.
Экономист Али Нуреддин утверждает, что историческая зависимость Ливана от секторов туризма и услуг стала свершившимся фактом в результате ухудшения состояния других секторов. Государство не поддержало промышленный и сельскохозяйственный секторы, которые могли бы сформировать устойчивый и солидный доход.
Эксперт сообщает, что услуги, такие как образование, медицина и другие, принадлежат частному сектору.
С 2005 года, после убийства бывшего премьер-министра Рафика Харири, «все политические потрясения в области безопасности, в том числе со странами региона, парализовали туристический сектор».
Нуреддин считает, что туризм не способствовал и не будет способствовать построению сильной и прочной экономики, «потому что он не сопровождается продуманной политикой и всеобъемлющим видением экономики, в которой нуждается Ливан».
Он отметил, что все доллары обращаются в теневом секторе и не поступают в бюджет Ливана через регулируемого посредника, роль, которую должна была играть платформа Центрального банка Ливана.
Нуреддин описывает начало действия законодательства о ценообразовании в долларах как катастрофическое решение, которое еще больше разрушит национальную валюту и доверие к ней. «Долларизация будет иметь серьезные последствия для ливанцев с доходами в лирах», - сказал он.
@Arabinform
Еще больше новостей в нашем